Принято: Утверждаю
Педагогическим советом Директор МКУ ЦДО «Радуга» УМР КБР
Протокол № 01 от 28.08.17г _______________Р.Ш.Карданова МКУ ЦДО «Радуга» УМР КБР Приказ № 16/3 от 28.08.2017 г
ПОЛОЖЕНИЕ
о внутренней системе оценки качества образования
МКУ ЦДО «Радуга" УМР КБР
1. Общие положения.
1.1. Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии с « Законом об образовании в Российской Федерации» (Пункт 13 части 3 статьи 28), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО). Устав и локальные акты обеспечивают нормативно-правовые основания реализации этой системы в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.
1.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.
1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работающих по совместительству.
1.4. Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых
оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
1.5. В настоящем положении используются следующие термины:
- Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
- Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.
- Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
- Внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образовательным учреждением, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.
- Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов в стандартизированной форме, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
· Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
· Мониторинг – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.
- Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
1.6. Оценка качества образования осуществляется посредством:
- Лицензирования;
- Итоговой аттестации выпускников;
- Системы внутрицентрового контроля;
- Мониторинга качества образования.
1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
- Образовательная статистика;
- Промежуточная и итоговая аттестация;
- Мониторинговые исследования;
- Социологические опросы;
- Отчеты работников Центра;
- Посещение занятий и внеклассных мероприятий
2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования.
- Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач:
- Систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.
- Максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.
- Цели внутренней системы оценки качества образования:
- Формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
- Получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в Центре, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- Предоставления всем участникам образовательного процесса и общественной достоверной информации о качестве образования;
· Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
· Прогнозирование развития образовательной системы Центра.
- В основу ВСОКО положено следующие принципы:
· Объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
· Реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
· Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
· Доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
· Оптимальности использования источников первичных данных для
определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования;
· Инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
· Минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными показателями;
· Взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
· Соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в Центре.
- Организационная и функциональная структура ВСОКО.
3.1 Организационная структура, занимающаяся внутрицентровой оценкой,
экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, методический совет, методические объединения преподавателей, временные консилиумы (педагогический консилиум, творческие группы и т.д.).
3.2. Администрация МКУ ЦДО «Радуга»:
- формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование
ВСОКО Центра и приложений к ним, утверждает приказом директора Центра и контролирует их выполнение;
- разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования Центра , участвует в этих мероприятиях;
· обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
- организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне Центра;
· организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
· обеспечивает условия для подготовки работников Центра по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
· обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровень системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы Центра за учебный год, публичный доклад и т.д.);
· принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.3. Методический совет и методические объединения:
· участвуют в разработке методики оценки качества образования;
· участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития Центра;
· участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов Центра;
- содействуют проведению подготовки работников Центра по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне Центра.
3.4. Педагогический совет:
- содействует определению стратегических направлений развития системы
образования в Центре;
· принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Центра;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;
- принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в Центре;
- участие в оценке качества и результативности труда работников Центра;
содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в Центре;
- принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию.
- Содержание ВСОКО
Оценка качества образования осуществляется по следующим направлениям:
- 1. Качество образовательных результатов:
- предметные результаты обучения;
- личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся);
- достижения обучающихся на конкурсах, фестивалях, олимпиадах;
- удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов;
- профессиональное самоопределение обучающихся.
2. Качество реализации образовательного процесса:
- основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГТ);
- рабочие программы по предметам УП
- реализация учебных планов и рабочих программ;
- качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;
- удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в Центре;
- адаптация обучающихся к условиям обучения и при переходе на следующий уровень образования.
3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:
- материально-техническое обеспечение;
- информационно-развивающая среда;
- санитарно-гигиенические и эстетические условия;
- психологический климат в образовательном учреждении;
- использование социальной сферы микрорайона;
- кадровое обеспечение;
- · общественно-государственное управление (Совет Центра, педагогический совет);
· документооборот и нормативно-правовое обеспечение.
- Объекты оценки качества образования.
№
п/п
|
Объект
оценки
|
Показатели
|
|
Методы оценки
|
Ответственный
|
Сроки
|
I. Качество образовательных результатов
|
|
|
|
- 1
|
Предметные результаты
|
доля неуспевающих; доля обучающихся
на «4» и «5»; средний процент выполнения заданий контрольных работ;
доля обучающихся, выполнивших 2/3
предложенных заданий при проведении
текущего и итогового контроля
в переводных классах.
|
|
Промежуточный и итоговый контроль; мониторинг; анализ результатов итоговой аттестации
|
ДиректорЗавуч по УВР
|
по итогам четверти; учебного годав соответствии с планом ВШК мониторинга
|
- 3
|
Личностные результаты
|
Уровень сформированности планируемых
Личностных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы
ОУ (высокий, средний, низкий).
Динамика результатов
|
|
Мониторинговое исследование Анализ урочной и внеурочной деятельности
|
Преподаватель ДиректорЗавуч по УВР
|
в соответствии с планом ВШК мониторинга
|
- 5
|
Достижения обучающихся на конкурсах, олимпиадах
|
Доля обучающихся, участвовавших в конкурсах,
олимпиадах по предметам на уровне: Центр,
район и т.д. Доля победителей (призеров).
|
|
Наблюдение
|
ПреподавательДиректорЗавуч по УВР
|
в соответствии с планом ВШК мониторинга
|
- 6
|
Удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов
|
Доля родителей, положительно высказавшихся
по вопросам качества образовательных результатов
|
|
Анкетирование
|
ПреподавательДиректорЗавуч по УВР
|
Конец учебного года
|
- 7
|
Профессиональное самоопределение
|
Доля обучающихся выпускного класса, планирующих продолжение обучение по специальности.
|
|
|
ДиректорЗавуч по УВР
|
|
II. Качество реализации образовательного процесса
|
|
|
|
|
|
|
|
- 8
|
Основные образовательные программы
|
|
Соответствие образовательной программы
|
|
Экспертиза
|
ДиректорЗавуч по УВР
|
два раза в год, в соответствии с планом ВШК
|
- 9
|
Рабочие программы по предметам
|
|
Соответствие ФГТ, Соответствие учебному
плану Центра
|
|
экспертиза
|
ДиректорЗавуч по УВР
|
два раза в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга
|
- 10
|
Реализация учебных планов и рабочих программ
|
Соответствие учебных планов и рабочих
Программ
Процент выполнения
|
|
Экспертизаитоговый контроль
|
ДиректорЗавуч по УВР
|
один раз в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга
|
- 11
|
Качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися
|
Соответствие уроков требованиям
образовательной деятельности
|
|
Экспертиза, наблюдение
|
ДиректорЗавуч по УВР
|
В течение года
|
12
|
Удовлетворённость учеников и их родителей уроками и условиями в школе
|
Доля учеников и их родителей (законных
представителей) каждого класса, положительно высказавшихся по каждому предмету и отдельно
о различных видах условий жизнедеятельности Центра
|
|
Анкетирование
|
ДиректорЗавуч по УВР
|
1 раз в год
|
III. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс
|
|
|
|
13
|
Материально-техническое обеспечение
|
Соответствие материально-технического
обеспечения
|
|
Экспертиза
|
Директор
|
2 раза в год
|
14
|
Информационно-развивающая среда
|
Соответствие информационно-методических
Условий;
Обеспеченность обучающихся учебной
Литературой;
Соответствие сайта Центра требованиям
|
|
Экспертиза
|
ДиректорЗавуч по УВР
|
2 раза в год
|
.15
|
Санитарно-гигиенические и
|
Выполнение требований СанПин
при организации
|
|
контрольАнкетирование
|
|
|
|
эстетические условия
|
УВП
Доля учеников и родителей, положительно
высказавшихся о санитарно-гигиенических и
эстетических условиях в Центре
Результаты проверки Роспотребнадзора
|
|
|
Директор
|
В соответствии с планом ВШК и мониторинга
|
16
|
Психологический климат в образовательном учреждении
|
Доля обучающихся, эмоциональное состояние
которых, соответствует норме. Доля учеников,
родителей и педагогов, высказавшихся о
психологическом климате (данные собираются
по классам)
|
|
Анкетирование
|
ДиректорЗавуч по УВР
|
в течение года
|
17
|
Использование социальной сферы
|
Доля учащихся, посетивших учреждения культуры, искусства и т.д. Доля обучающихся, занятых в УДО
Доля мероприятий, проведенных с привлечением
социальных партнеров, жителей и т.д.
|
|
Мониторинганализ
|
ДиректорЗавуч по УВР
|
Конец учебного года
|
18
|
Кадровое обеспечение
|
Укомплектованность педагогическими кадрами,
имеющими необходимую квалификацию,
по каждому из предметов учебного плана;
Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию;
Доля педагогических работников, прошедших
курсы повышения квалификации;
Доля педагогических работников, получивших
поощрения в различных конкурсах, конференциях;
Доля педагогических работников, имеющих
методические разработки, печатные работы,
проводящих мастер-классы
|
|
Экспертиза
|
ДиректорЗавуч по УВР
|
Конец учеб. года
|
19
|
Общественно-государственное управление и стимулирование качества образования.
|
Доля обучающихся, участвующих в ученическом
самоуправлении. Доля родителей, участвующих
в работе Центра, Совета ОУ
|
|
Экспертиза
|
ДиректорЗавуч по УВР
|
Конец учебного года
|
20
|
Документооборот и нормативно-правовое обеспечение
|
Соответствие документации
установленным требованиям
Соответствие требованиям к документообороту.
Полнота нормативно-правового обеспечения
|
|
Экспертиза
|
ДиректорЗавуч по УВР
|
В течение года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|