Аттестация

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

      Сравнительная таблица порядка проведения аттестации педагогических работников в целях оказания помощи детским школам искусств в изучении положений нового Порядка проведения аттестации…https://артресурс.рф/images/_Домогацкая_новый_порядок_сравнение.pdf

Иные нормативные документы федеральных органов власти по вопросам аттестации педагогических работников

Разъяснения по применению нормативных актов

ГКУК КБР «Методический центр по художественному образованию»

 

Какие виды аттестации проходят педагоги

Новый Порядок предусматривает два вида аттестации педагогов: на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.

Аттестация на соответствие занимаемой должности обязательна (ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа и детский сад проводят ее самостоятельно. Такой вид аттестации позволяет не только оценить «профпригодность», но и назначить педагога на должность, даже если он не имеет нужной спецподготовки или стажа работы, которые требуют ЕКС или профстандарт. Для этого комиссия должна выявить, что работник обладает достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняет качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности (п. 23 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196).

Аттестация на квалификационную категорию проходит по желанию работника. Он подает заявление в аттестационную комиссию, которую формирует региональный орган власти. Если педагог соответствует всем критериям, то ему присвоят первую или высшую квалификационную категорию. А тем, кто уже имеет высшую, присвоят новую категорию – «педагог-методист» или «педагог-наставник».

Часто от категории зависит размер зарплаты, так как региональные и местные акты предусматривают доплаты за ее наличие. К тому же категория как индикатор профессионального мастерства повышает престиж педагога в глазах коллег и общественности.

Чтобы объяснить педагогам разницу между аттестациями, передайте им памятку. В ней по пунктам указали, чем различаются виды аттестации. 

Памятка, чем отличаются разные виды аттестации педагогов

Как провести аттестацию на соответствие занимаемой должности

Аттестацию педагогов на соответствие занимаемой должности организуйте один раз в пять лет. Для этого нужно создать комиссию, провести заседание и оформить документы – приказ, представление и протокол.

Кто должен проходить аттестацию

Аттестацию должны проходить все работники, которые занимают педагогическую должность минимум два года, и чья предыдущая аттестация по этой же должности была пять лет назад.

Для пяти категорий работников Минпросвещения сделало исключение (п. 22 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196). Подробнее – в таблице.

Педагоги, которым не надо проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности

Категория работников

Когда можно провести аттестацию

Педагоги, у которых есть квалификационная категория

Аттестацию не проводят

Беременные женщины

Аттестацию не проводят

Женщины в отпуске по беременности и родам

Минимум через два года после выхода из отпуска

Работники в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

Работники, отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием

Минимум через год после выхода на работу

Если совместитель выполняет педагогическую работу в школе или детском саду в такой же должности, что и по основному месту работы, он все равно должен проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности на общих основаниях с другими педагогами (п. 1 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 24.03.2023 № 196).

СИТУАЦИЯ

Должен ли педагог иметь категорию по той же должности, чтобы не проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности

Нет, не должен.

Законодатель не устанавливает таких ограничений. Это объясняется тем, что аттестация на соответствие занимаемой должности необходима, чтобы подтвердить профессиональную компетенцию работника именно как педагога, так как его действия имеют существенные последствия для детей. Однако, если педагог уже подтвердил свою квалификацию и получил за это категорию, то получается, что он компетентен как педагог, независимо от занимаемой должности.

Должность работника, по которой ему присвоили квалификационную категорию, важна только в случае назначения стимулирующих выплат. Однако в коллективном договоре можно установить, что имеющаяся квалификационная категория учитывается и при выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не присвоена категория (ответ на вопрос 24 из письма Минпросвещения, Общероссийского Профсоюза образования от 17.08.2023 № 08-1510, 394).


«Как организовать аттестацию педагогов по новому порядку». В.Е. Ярцева
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://1obraz.ru/#/document/16/21679/dfas7067gx/?of=copy-ea0508109f